Уважаемые педагоги, сегодня мы поговорим о том, как успешно провести родительское собрание и встречу с родителями.
Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний.
Педагогам часто бывает трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания стали мало себя оправдывать. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Но, так как семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей и она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. Поэтому надо искать новые формы, взаимодействия с родителями, а традиционные наполнять педагогически-эффективным содержанием.
Остановимся теперь на правилах проведения родительских собраний и встреч.
Десять правил проведения родительских собраний.
1.Собрание должно запомниться.
2.Собрание должно заставить задуматься.
3. Собрание должно настроить родителей на позитивный ,конструктивный лад.
4.Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.
5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
6. На каждого родителя должно хватить времени.
7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу.
8 . Уважайте свое время и время родителей- собрание не должно длиться более 1ч 20 мин.(20 мин.-донести новую информацию,15-20 мин –выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин –индивидуальные вопросы).Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы , учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.
9.Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы ,достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.
10.Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому.
Чего не стоит делать на собрании?
- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.
- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.
- Давать негативную оценку всей группе.
- Использовать для общения с родителями назидательный тон.
Как сделать собрание запоминающимся?
Для этого надо:
-приводить интересные факты. Например: «Леонардо да Винчи, Мирей Матье – это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;
- спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;
-рекомендовать упражнения, книги, пособия;
-менять формы собраний.
Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад?
Это значит:
- Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;
-Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;
-Всегда поощрять наиболее активных родителей.
Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.
Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально, учесть это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.
Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.
Признаки успешного проведения собраний-встреч:
-направленность встреч на поддержку и помощь родителям в воспитании детей;
-искреннее выражение педагогами своих чувств, умение управлять ими, внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи , участвующих в собрании;
-способность педагогов ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах , предъявляемых участниками ; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; держать паузу.
-умение педагогов подвести собрание к принятию совместного решения.
Ведущему собрание-встречу педагогу важно научиться:
-уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;
- верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны ) способы решения проблемы;
-эмоционально , словами и жестами , мимикой поддерживать родителей;
-активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;
- определяя проблему ,находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями , а создавать условия для инсайда (показать ситуацию в зеркале своего восприятия , прояснять смысл высказываний , говорить о своих чувствах );
-стремиться к пониманию и совместному решению проблемы.
Рекомендации
по успешному проведению родительского собрания в ДОУ.
1.Активизировать обсуждение с помощью вопросов.
2.Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.
3.Обеспечить присмотр за детьми.
4.Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки , фотографии детей , видео и т.д.
5. Сделать красивые персональные приглашения.
6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.
7.Сообщения должны быть короткими.
8.Оживить собрание шуткой- посмеяться всегда хорошо.
9.Провести собрание как встречу с друзьями.
10. Если кто-то не смог посетить собрание , выразить родителям надежду, что следующая встреча состоится обязательно.
11. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.
Используемая литература:
Родительские собрания в детском саду. Осипова Л.Е.
Родительские собрания в детском саду. С.В.Чиркова.
Взаимодействие с родителями в детском саду. Г.А. Прохорова