Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Рябинка" р.п.Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области"

Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.Новая Майна, ул.Микрорайон ,д.24А

Телефон

8(84235)78-2-51

Эл. почта mdou_ryabunka@mail.ru

МДОУ "Детский сад "Рябинка" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области"

Адрес: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.Новая Майна, ул.Микрорайон ,д.24А
Телефон: 8(84235)78-2-51
Эл. почта: mdou_ryabunka@mail.ru

Ушинский К. Д. утверждал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.

Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Учитывая это мы проводим работу по ознакомлению детей с народными промыслами Нижегородского края, обогащая при этом развивающую предметно- пространственную среду группы.

Знакомство детей с народным искусством и разныхвозрастных группах.

Младшая группа

Введение в народное творчество в ДОУ начинаться с младшей группы. Оно проходит в виде игр, во время которых дети рассматривают, манипулируют теми или иными предметами. Сначала происходит знакомство детей с дымковской игрушкой. Им нравятся яркие красочные узоры на белоснежном фоне. Для этого в центр изо- деятельности вносятся иллюстрации с изображением дымковской игрушки и элементов и узоров росписи, предметы народного творчества. Дети учатся воспроизводить простые элементы и узоры дымковской росписи (полоски, клетка, пятнышки и т. д.) Далее, когда дети освоят дымковскую роспись, знакомим их с филимоновской росписью, а так же игрушками мастеров (свистульки, волчки, глиняные игрушки и т. д.) 

Дети с удовольствием включаются в игру: расставляют на столе, размещают на лесенке, сделанной из кубиков, водят по мостику и слушают сказки. 

Одновременно в развивающую предметно-пространственную среду вносятся дидактические игры: «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Расставь по росту», лото «Такие разные узоры», так же изображения контуров игрушек под «Дымку», «Филимоновскую игрушку» , дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные цвета, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей, собрать целое из частей, найти игрушку по контуру.

Через предметы народного творчества появляется возможность поставить перед детьми изобразительные задачи и проследить влияние народного искусства на характер детской творческой активности.

В центр книги размещаем рассказы и загадки о предметах декоративно- прикладного искусства.

Декоративные ложки с яркой хохломской росписью, которые находятся в музыкальном центре очень нравятся малышам. Стуча ими друг о друга, они понимают, что можно произвести необычный звук.

Средняя группа

В средней группе расширяются возможности выполнения более сложных элементов (волнистые линии, украшение прямых линий и колец точками, пятнышки – примакивания внутри клеточек). Для этой цели пользуемся шаблонами – заготовками. Для росписи можно давать силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из белой бумаги или картона. Для визуализации используются Семеновские матрешки, деревянные точеные Богородские игрушки, Дымковские петушки и козлы, Каргопольские игрушки, расписные птицы из Торжка, Филимоновская игрушка, Гжель.

В средней группе выделяются все детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка — дети стараются вылепить сами, опираясь на образец. Возможность подойти к предмету, во время образовательной деятельности и рассмотреть его, снимает у детей напряжение во время работы. Кроме того, у ребенка появляется желание сделать игрушку и дома. Так же в уголке творчества находятся пазлы, всевозможные карточки с росписями и элементами, дид. игры и наглядные пособия из серии «Мир в картинках».

Важно обеспечить периодическую сменяемость игрушек и материалов, дидактического материала в центрах занятости.

Старшая группа

Предметно- развивающая среда в старшей группе детского сада очень разнообразна.

В старшей группе можно познакомить детей с некоторыми узорами на игрушках, посуде, мебели; указать на особенности изображений, расцветки, расположения узора.

Уголки дополняются книгами, в которых можно найти задания для выполнения детьми работ, в традиционной и нетрадиционной технике. Так же используются и тематические альбомы, плакаты, методические пособия, пазлы, игры.

Дошкольники сравнивают игрушки между собой, выделяя отличительные линии и элементы.

Мелкая моторика рук сформирована и дети могут выполнить многие элементы в росписи узоров, детали в лепке из пластилина и глины по образцу. В это же время рассказываем, что к прикладному искусству так же относятся и кружева, вышивка керамика, ковры, роспись по дереву.

Тут же идет знакомство с городецкой росписью по дереву. Из многообразия мотивов городецких мастеров нужно сначала взять только узоры из цветов, бутонов и листьев. Рассказать о определенной последовательности их нанесения. Элементы следующие: сначала рисуется круглое пятно, затем на него наносится дугообразныймазок и маленький кружочек. Идет проговаривание цвета каждого из элемента. Большинство детей сразу усваивает особенности расцветки.

Еще одним вариантом народного искусства, с которым знакомим детей старшей группы, является гжельская роспись.

Однако, всё это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами ДПИ, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу образца.

Именно в старшей группе начинается знакомство детей с историей возникновения декоративно-прикладного искусства.

Само название «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов.

Подготовительная группа

В подготовительной группе знакомимся с хохломской, жостовской росписью; углубляем знания и умения в городецкой и гжельской росписи. Чаще занятия строятся в виде беседы, в течение которой расширяются знания детей и обогащается их словарь. Как закрепление, желательно провести занятие с декоративным рисованием.

Основное внимание уделяется хохломской росписи.

Бокалы, чашки, мисочки, ложки, вазы, расписные доски –великое разнообразие вариантов. Все изделия выточены из дерева, а затем украшены народнымимастерами из Хохломы.

Работа с хохломой так же начинается с разбора и изображения одногоэлемента, проработки цветовой гаммы. Выделяются основные цвета.

При этом важно, чтобы дети поняли и усвоили характерные черты росписи.

Познакомившись в течение года с двумя - тремя видами народного декоративного искусства, дети умеют сравнивать их между собой, отмечать их особенности.

Играя в «Дочки –матери» дети используют посуду из глины. На полках магазина появляются фрукты, овощи. Развивая задуманный сюжет, дети в игре распределяют роли действующих лиц. Для этого они выбирают кукол по их характерной выразительности, наряжают их, готовят детали костюмов, различные самоделки, используя самый разнообразный материал. Следовательно, игра представляет возможности для декоративного ее оформления.

И ручной труд непосредственно связан с декоративно-прикладной деятельностью. Работа идёт с бумагой, картоном, тканью, травой, корой, деревом, листьями. Изготовление различных предметов всегда требует художественной отделки. Мастерит ли ребенок сувениры маме к 8 Марта, делает ли игрушки, подарки для бабушки и дедушки — все это он стремится сделать привлекательным, красивым по форме и цвету.

Праздники и развлечения предоставляют большие возможности для художественно-декоративной деятельности детей. Ребята поют, танцуют, читают стихи, они также принимают участие в оформлении своей группы и зала,в приготовлении выставок своих рисунков, подарков малышам и т. д.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.