Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Рябинка" р.п.Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области"

Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.Новая Майна, ул.Микрорайон ,д.24А

Телефон

8(84235)78-2-51

Эл. почта mdou_ryabunka@mail.ru

МДОУ "Детский сад "Рябинка" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области"

Адрес: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.Новая Майна, ул.Микрорайон ,д.24А
Телефон: 8(84235)78-2-51
Эл. почта: mdou_ryabunka@mail.ru

Организация образовательного процесса по теме комплексно-тематического планирования: «Моя семья»

Цель: расширять знания детей о родной стране, о государственных праздниках, культуре, традициях, о людях прославивших Россию.

Задачи:

  1. Образовательная:

 Расширять представления о России, её столице – Москва. Познакомить детей с символикой государства (герб, флаг, гимн), с картой России, природой.

 Расширять знания о том,  что Российская Федерация (Россия) – большая многонациональная страна. Познакомить детей с  историей России, с государственными праздниками, героями прославившими страну.

  1. Развивающая:

Развивать познавательный интерес детей к событиям и достижениям, происходящим  в стране.

Развивать  исследовательские навыки (поиск информации, изучение карты России)

Развивать умение отражать полученные знания в различных видах деятельности.

  1. Воспитательная:

Воспитывать любовь к Родине, гордость за свою страну, свой народ. Воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности и их традициям.

II. Раздел. Организационные формы работы

1. ООД по ознакомлению с окружающим:

Тема«Россия – моя страна»

Цель: формирование элементарных представлений о своей стране. Познакомить с символикой страны (флаг, герб, гимн).

Тема«Москва – наша столица»

Цель: формирование представлений об истории зарождения и развития Москвы, познакомить с гербом столицы и достопримечательностями - Кремль, Красная площадь.

Тема: «Народы России»

Цель: формирование представлений о том, что Россия – многонациональная страна, познакомить детей с составом населения  и их обычаями.

Тема: «Богатства природы России»

Цель: формирование представлений о разнообразии родной природы нашей страны,  умения расшифровывать карту, понимать условные обозначения.

Тема: «Великие люди России»

Цель: формирование познавательного интереса к истории своей страны; познакомить с  людьми, оказавшими значительное влияние на судьбу России.

 

2.  Игры:

  • Словесные

 «Узнай по описанию животное » млад группа

Цель: закрепление знаний детей о животных  родной страны

 «Какие народы живут в России» средняя группа

Цель: закрепление  знаний детей о многонациональном составе населения России.

«Города» старшая группа

Цель: закрепление  знаний о крупных городах России.

«Угадай, где я нахожусь» (достопримечательности  России)

Цель: закрепление знаний детей о достопримечательностях родной страны.

 

  • Настольно-печатные игры

«Собери флаг России»

Цель: закрепление представлений детей о флаге: цвет и последовательность.

Пазлы «Герб России»

Цель: закрепить представление детей о гербе страны.

«Найди среди флагов разных стран, флаг России»

Цель: закрепление  знаний детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

 «Узнай национальную одежду»

Цель: закрепить знания детей о  национальных костюмах (татарского, русского, башкирского, мордовского народов)

«Кто, где живет» 

Цель: Закрепление знаний детей о животных  России и их среде обитания.

 

  • С/р игры

«Экскурсия по Москве»

Цель: закрепить знания  детей о достопримечательностях Москвы.

«Путешествие по карте России»

Цель: закрепление знаний о растительном и животном мире в разных частях света.

«Зоопарк»

Цель: расширение знаний детей о диких животных, обитающих в России, воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным.

 «Путешествие по стране».

Цель: формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с жизнью людей на Севере и на юге нашей страны.

«Музей»

Цель: закрепление знаний детей о русских промыслах России: Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись, Золотая Хохлома,  матрешка.

 

  • Подвижные игры народов России

Узбекская «Хлибчик»

Русская «Ручеек», , «Гори – гори ясно».

Татарская «Скок-перескок»«Угадай и догони»

Азербайджанская «День и ночь»

Цель: формирование представлений детей о  характерном разнообразии  игр; интереса  и уважения к людям разных национальностей, их культуре.

  • Строительные игры

«Башни Кремля»

Цель: закрепление умений конструировать по схеме.

 «Кремлевская стена»

Цель: закрепление знания названий строительного материала.

«Старинная крепость»

Цель: закрепление навыков работы с бумагой, картоном; развивать точность движений, внимание, усидчивость.

«Зоопарк для диких животных»

Цель: закрепление умений строить из кубиков домики для разных животных; воспитывать бережное отношение к животным.

 

3. Просмотр и обсуждение фильмов, мультфильмов, телепередач.

 

4. Чтение  программной, познавательной,  энциклопедической и художественной литературы.

 

5. Проектная деятельность

Детский проект «Календарь интересных дат»

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств, расширение представлений о международных и всероссийских праздниках, развитие толерантности, чувства сопричастности к всенародным торжествам.

Семейный проект «Путешествие семьи по стране»

Цель: привлечение родителей к воспитанию в духе патриотизма своих детей, приобщение к истории и культуре родной страны, воспитание любви и привязанности к Родине.

Совместный проект воспитателя с детьми «Они прославили Россию»

Цель: ознакомление детей  с знаменитыми людьми России: писатели, поэты, музыканты, художники, ученые, полководцы; их произведениями, открытиями, изобретениями. Развивать устойчивый познавательный интерес к прошлому и настоящему России, историческим личностям. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране.

 

6. Познавательно -  исследовательская деятельность

Путешествие по карте России

Сбор коллекции магнитов «Города России»

Создание альбома с портретами знаменитых людей России.

Изучение красной книги России

7. Продуктивная деятельность

  • Рисование:

«Флаг России» мл. гр.

«Белоствольная береза» ср. гр.

«Русская народная одежда»  ст. гр.

«Спасская башня Кремля" подгот. гр.

  • Лепка:

«Русский флаг» мл. гр.

«Дымковская игрушка» - ср. гр.

«Русский самовар»- ст. гр.

«Герб России» подгот. гр.

  • Аппликация:

 «Звезды Кремля»- мл. гр.

«Русский сарафан» - ср. гр.

«Березка в белом сарафане» - ст. гр.

«Салют над Красной площадью» подгот. гр.

  • Ручной труд: изготовление  приглашений на праздник день Российского флага. Выпуск поздравительных газет.

8. Выставки

Выставка работ воспитанников  «Россия глазами детей»

Организация фотовыставки: «Я – живу в России!»

Цель: ознакомление детей с традиционными народными костюмами, узорами, с некоторыми особенностями разных народных культур. Формирование у детей интереса к народам России. Воспитание любви к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

Выставка «Москва – столица нашей Родины»

9. Викторина

Викторина «Что? Где? Когда?» ( Достопримечательности России)

10. Смотры и конкурсы:

Конкурс патриотической песни «Долг! Честь! Родина!»

Цель: формирование гражданско – патриотической позиции подрастающего поколения

11. Праздники:

«День Российского флага»

12. Экскурсии:

Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»

Цель: ознакомление детей с историей русского народа; бытом, обычаями, утварью русской семьи, одеждой.

13. Урок культуры:

«Юные чтецы» - заучивание стихотворений русских поэтов  С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок), В. Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок)  и т.д.

14. Музыкальная деятельность:

  • Слушание – гимна России, Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; песня о Москве  В. Гусева, гимн Москвы А. Коваленкова,

Гимн Ульяновска Н. В. Марянина, «У моей России…», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой, «Гляжу  в озера синие…» на слова И. Шаферана; русского фольклора «Идет матушка – весна…»

  • Пение – «Во поле береза стояла», «С чего начинается родина (муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского), «Росиночка-Россия»
  • Музыкально-ритмические движения – знакомство с русским хороводом, пляской.
  • Игра на ДМИ –  трещотка, погремушка, треугольник; исполнять музыкальные произведения  в оркестре и в ансамбле

 

III. Раздел. Средства обогащения предметно - развивающей среды

  1. Художественная литература

«Что я видел» Б.Житков;

"Родина"Александрова;

«История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова;

З. Александровой «Родина»,

С. Баруздин «Страна, где мы живем»,

Т. Ходаков «О Москве»

В. Боров «Родина»,

А. Гайдар «Сказка о военной тайне»,

И. Токмакова «Красная площадь»

Энциклопедии для дошкольников «История России»

  • Сказки народов России:
    - «Зилян» - татарская народная сказка;
    - «По щучьему веленью» - русская народная сказка;
    - «Язык змей» - марийская народная сказка;
    - «Девушка на луне» - чувашская народная сказка;
    - «Красавица берёза» - удмуртская народная сказка;
    - «Бедняк, волк и лиса» - осетинская народная сказка;
  • Русские народные сказки 

«По щучьему велению»«Снегурочка»«Маша и медведь»«Волк и лиса» и др.

  1. Загадки

В какой стране под небом вьётся
Флаг бело-сине-красный?
Врагу он в руки не даётся,
Такой флаг есть в стране…

(России)

Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава.
(Гимн)

У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный …
(Флаг)

Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.
(герб)

Символ мудрости и власти,
Отгоняющий напасти,
Два крыла свои развёл…
Он – двуглавый птах – …
(Орёл)

Бронзовый памятник –
Вам не игрушка,
Он ведь – орудие,
Это – …
(Царь-пушка)

По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой.
(Береза)

Уверен, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят.
(Кремль)

Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева…
(Матрешка)

На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Тульский это…
(Самовар)

3. Пословицы о Родине:

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Нет в мире краше Родины нашей.

Везде хорошо, но милее Родины нет.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина – мать, умей за нее постоять.

 

4. Видеофильмы, мультфильмы

Документальный фильм:

«Дикая природа России»

«Заповедная Россия»

«Дети России»

Мультфильм:

«Я расскажу вам о… России»

«История России  «Горы самоцветов»»

«Исторические заклепки. Россия. Флаг, гимн, герб»

 

5. Игрушки

Русские народные игрушки: матрёшки, дымковские игрушки, филимоновская свистулька;

Куклы в национальных русских нарядах;

6. Конструкторы

Напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты, крупные напольные конструкторы,  настольные конструкторы.

7. Музыкальные инструменты

Русские народные музыкальные инструменты ( свистулька, балалайка, гармошка, баян, трещотки, деревянные ложки).

8. Предметы старины

Самовар, ступа, крынка, кувшин, чугун, маслобойка, ухват, корзина, прялка.

9. Коллекция открыток  

«Города России»

«Старая Москва»

«Русские ремесла»

10.  Папка – передвижка  для родителей на тему: «Воспитываем патриота».

11. Дидактические пособия, материалы:

Портрет президента

Флаг России: стоящим на древке, в виде большого полотна, маленьким флажком на устойчивой подставке.

Гимн: текстовый и музыкальный вариант

Герб

Карта России, глобус

Макет Красной площади

 

IV. Раздел. Методы работы

  1. Наглядные методы:
  • Наблюдение за березой

Цель:  знакомить с деревом, ставшим символом России, учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

  • Показ презентации «Чем богата Россия?»

Цель: Расширить знания детей о природе родной страны и её животном мире, прививать желание изучать  природу родного края.

  • Рассматривание посуды  мастеров народного промысла

Цель: формирование представления детей о русских промыслах (гжель,  хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись); приобщать детей к истокам русской народной культуры. Воспитывать уважение  к  труду  народных  мастеров.

  • Рассматривание фотографий о Москве.

Цель: обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Красной площади.

  • Рассматривание картинок: «Символы России»

Цель:   познакомить детей с государственными символами России – флагом, гербом.

  • Рассматривание альбома «Национальные костюмы народов России»

Цель: познакомить детей с национальными костюмами разных народов России, их традициями и культурой.  Дать представление о  покрое, цвете костюма, о  головных  уборах  и орнаментальных вышивках на одежде.

  • Рассматривание карты России, книг, фотоальбомов с изображением достопримечательностей разных территорий, природы нашей страны, людей разных национальностей, живущих в ней.

Цель: познакомить дошкольников с историческим и культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием  России.

  1. Практические методы
  • Создание коллекции магнитов «Города России»

Цель: Развитие познавательной активности воспитанников путем создания коллекции, воспитание патриотических чувств, бережного отношения к малым уголкам нашей Родины.

  • Создание коллекции старинных монет

Цель: формировать интерес к изучению истории древних городов России.

  • Изготовление разрезных картинок с изображением флага и герба России

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; воспитывать желание участвовать в создании  коллективных работ, воспитывать патриотизм и любовь к Родине

  • Выполнение практических  заданий  в рамках проектной деятельности:

Совместный проект воспитателя с детьми «Они прославили Россию» - изготовление альбома выдающихся людей России.

Цель: развитие  познавательного интереса к прошлому и настоящему России, историческим личностям. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране.

 

  1. Игровые методы:
  • Дидактические игры

Геометрическая мозаика «Флаг России»

Цель: ознакомление детей с Российским флагом;  рассказать о роли цвета, форме. Закрепление знаний детей о геометрических фигура: треугольник, квадрат, прямоугольник.

  • Игра – путешествие

«Я шагаю по Москве»

Цель: расширение  представлений детей о Москве; закрепление знаний о исторических местах, памятниках и достопримечательностях Москвы.

  • Игры – упражнения

«Родственные слова»

жители Москвы – москвичи

…Перми – пермяки

…Оренбурга – оренбуржцы и т. д.

Цель: закрепление знаний детей о крупных городах России, умения образовать существительные.

 

  1. Словесные методы:
  • Рассказ воспитателя

Тема: «Какие народы живут в России»

Цель: ознакомление детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Тема: «Кто такие Минин и Пожарский?»

Цель: ознакомление с подвигом Минина и Пожарского. Расширение представления детей о национальных праздниках. Познакомить детей с государственным праздником «День народного Единства». Развивать желание изучать историю своей Родины, любознательность. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям.

Тема«Традиции русского народа».

Цель: углубление представлений детей о том, что каждый человек принадлежит к определенной культуре. Формировать интерес к культуре русского народа. Развивать умение применять знания о национальной культуре в разных видах деятельности

Беседа с детьми

«Русский национальный костюм» 

Цель: расширение представлений детей о традиционной одежде славян, выделение декоративных элементов и орнаментов композиции.

 «Богатства России»

Цель: уточнение знаний детей о растительном и животном мире, формирование навыков бережного отношения к природным богатствам России, чувство гордости за свою Родину.

  • Рассказы детей

Описательный  «Москва златоглавая»

Цель: формирование  у детей навыков составления описательного рассказа.  Развитие связной речи речь, словарного запаса.

Из личного опыта: «Мой дом - Россия».

Цель: формирование умений развивать сюжет по образцу воспитателя.

  • Использование пословиц и поговорок:

«Родина краше солнца, дороже золота».

«На чужбине и собака тоскует».

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».

Цель: уточнение понимания детьми смысла пословиц.

  • Загадывание загадок

Цель: расширение и закрепление знаний   детей о стране, ее символике, столице, культуре, способствование развитию умения отгадывать загадки и доказывать верность.

  • Придумывание загадок

Цель: развитие умения детей сочинять загадки по картинкам.

Использование пословиц и поговорок, скороговорок.

Цель: ознакомление детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек.