Цель: расширять знания детей о родной стране, о государственных праздниках, культуре, традициях, о людях прославивших Россию.
Задачи:
- Образовательная:
Расширять представления о России, её столице – Москва. Познакомить детей с символикой государства (герб, флаг, гимн), с картой России, природой.
Расширять знания о том, что Российская Федерация (Россия) – большая многонациональная страна. Познакомить детей с историей России, с государственными праздниками, героями прославившими страну.
- Развивающая:
Развивать познавательный интерес детей к событиям и достижениям, происходящим в стране.
Развивать исследовательские навыки (поиск информации, изучение карты России)
Развивать умение отражать полученные знания в различных видах деятельности.
- Воспитательная:
Воспитывать любовь к Родине, гордость за свою страну, свой народ. Воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности и их традициям.
II. Раздел. Организационные формы работы
1. ООД по ознакомлению с окружающим:
Тема: «Россия – моя страна»
Цель: формирование элементарных представлений о своей стране. Познакомить с символикой страны (флаг, герб, гимн).
Тема: «Москва – наша столица»
Цель: формирование представлений об истории зарождения и развития Москвы, познакомить с гербом столицы и достопримечательностями - Кремль, Красная площадь.
Тема: «Народы России»
Цель: формирование представлений о том, что Россия – многонациональная страна, познакомить детей с составом населения и их обычаями.
Тема: «Богатства природы России»
Цель: формирование представлений о разнообразии родной природы нашей страны, умения расшифровывать карту, понимать условные обозначения.
Тема: «Великие люди России»
Цель: формирование познавательного интереса к истории своей страны; познакомить с людьми, оказавшими значительное влияние на судьбу России.
2. Игры:
- Словесные
«Узнай по описанию животное » млад группа
Цель: закрепление знаний детей о животных родной страны
«Какие народы живут в России» средняя группа
Цель: закрепление знаний детей о многонациональном составе населения России.
«Города» старшая группа
Цель: закрепление знаний о крупных городах России.
«Угадай, где я нахожусь» (достопримечательности России)
Цель: закрепление знаний детей о достопримечательностях родной страны.
- Настольно-печатные игры
«Собери флаг России»
Цель: закрепление представлений детей о флаге: цвет и последовательность.
Пазлы «Герб России»
Цель: закрепить представление детей о гербе страны.
«Найди среди флагов разных стран, флаг России»
Цель: закрепление знаний детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.
«Узнай национальную одежду»
Цель: закрепить знания детей о национальных костюмах (татарского, русского, башкирского, мордовского народов)
«Кто, где живет»
Цель: Закрепление знаний детей о животных России и их среде обитания.
- С/р игры
«Экскурсия по Москве»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях Москвы.
«Путешествие по карте России»
Цель: закрепление знаний о растительном и животном мире в разных частях света.
«Зоопарк»
Цель: расширение знаний детей о диких животных, обитающих в России, воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным.
«Путешествие по стране».
Цель: формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с жизнью людей на Севере и на юге нашей страны.
«Музей»
Цель: закрепление знаний детей о русских промыслах России: Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись, Золотая Хохлома, матрешка.
- Подвижные игры народов России
Узбекская «Хлибчик»
Русская «Ручеек», , «Гори – гори ясно».
Татарская «Скок-перескок», «Угадай и догони»
Азербайджанская «День и ночь»
Цель: формирование представлений детей о характерном разнообразии игр; интереса и уважения к людям разных национальностей, их культуре.
- Строительные игры
«Башни Кремля»
Цель: закрепление умений конструировать по схеме.
«Кремлевская стена»
Цель: закрепление знания названий строительного материала.
«Старинная крепость»
Цель: закрепление навыков работы с бумагой, картоном; развивать точность движений, внимание, усидчивость.
«Зоопарк для диких животных»
Цель: закрепление умений строить из кубиков домики для разных животных; воспитывать бережное отношение к животным.
3. Просмотр и обсуждение фильмов, мультфильмов, телепередач.
4. Чтение программной, познавательной, энциклопедической и художественной литературы.
5. Проектная деятельность
Детский проект «Календарь интересных дат»
Цель: формирование нравственно-патриотических чувств, расширение представлений о международных и всероссийских праздниках, развитие толерантности, чувства сопричастности к всенародным торжествам.
Семейный проект «Путешествие семьи по стране»
Цель: привлечение родителей к воспитанию в духе патриотизма своих детей, приобщение к истории и культуре родной страны, воспитание любви и привязанности к Родине.
Совместный проект воспитателя с детьми «Они прославили Россию»
Цель: ознакомление детей с знаменитыми людьми России: писатели, поэты, музыканты, художники, ученые, полководцы; их произведениями, открытиями, изобретениями. Развивать устойчивый познавательный интерес к прошлому и настоящему России, историческим личностям. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране.
6. Познавательно - исследовательская деятельность
Путешествие по карте России
Сбор коллекции магнитов «Города России»
Создание альбома с портретами знаменитых людей России.
Изучение красной книги России
7. Продуктивная деятельность
- Рисование:
«Флаг России» мл. гр.
«Белоствольная береза» ср. гр.
«Русская народная одежда» ст. гр.
«Спасская башня Кремля" подгот. гр.
- Лепка:
«Русский флаг» мл. гр.
«Дымковская игрушка» - ср. гр.
«Русский самовар»- ст. гр.
«Герб России» подгот. гр.
- Аппликация:
«Звезды Кремля»- мл. гр.
«Русский сарафан» - ср. гр.
«Березка в белом сарафане» - ст. гр.
«Салют над Красной площадью» подгот. гр.
- Ручной труд: изготовление приглашений на праздник день Российского флага. Выпуск поздравительных газет.
8. Выставки
Выставка работ воспитанников «Россия глазами детей»
Организация фотовыставки: «Я – живу в России!»
Цель: ознакомление детей с традиционными народными костюмами, узорами, с некоторыми особенностями разных народных культур. Формирование у детей интереса к народам России. Воспитание любви к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
Выставка «Москва – столица нашей Родины»
9. Викторина
Викторина «Что? Где? Когда?» ( Достопримечательности России)
10. Смотры и конкурсы:
Конкурс патриотической песни «Долг! Честь! Родина!»
Цель: формирование гражданско – патриотической позиции подрастающего поколения
11. Праздники:
«День Российского флага»
12. Экскурсии:
Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»
Цель: ознакомление детей с историей русского народа; бытом, обычаями, утварью русской семьи, одеждой.
13. Урок культуры:
«Юные чтецы» - заучивание стихотворений русских поэтов С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок), В. Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок) и т.д.
14. Музыкальная деятельность:
- Слушание – гимна России, Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; песня о Москве В. Гусева, гимн Москвы А. Коваленкова,
Гимн Ульяновска Н. В. Марянина, «У моей России…», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой, «Гляжу в озера синие…» на слова И. Шаферана; русского фольклора «Идет матушка – весна…»
- Пение – «Во поле береза стояла», «С чего начинается родина?» (муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского), «Росиночка-Россия»
- Музыкально-ритмические движения – знакомство с русским хороводом, пляской.
- Игра на ДМИ – трещотка, погремушка, треугольник; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле
III. Раздел. Средства обогащения предметно - развивающей среды
- Художественная литература
«Что я видел» Б.Житков;
"Родина"Александрова;
«История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова;
З. Александровой «Родина»,
С. Баруздин «Страна, где мы живем»,
Т. Ходаков «О Москве»
В. Боров «Родина»,
А. Гайдар «Сказка о военной тайне»,
И. Токмакова «Красная площадь»
Энциклопедии для дошкольников «История России»
- Сказки народов России:
- «Зилян» - татарская народная сказка;
- «По щучьему веленью» - русская народная сказка;
- «Язык змей» - марийская народная сказка;
- «Девушка на луне» - чувашская народная сказка;
- «Красавица берёза» - удмуртская народная сказка;
- «Бедняк, волк и лиса» - осетинская народная сказка;
- Русские народные сказки
«По щучьему велению», «Снегурочка», «Маша и медведь», «Волк и лиса» и др.
- Загадки
В какой стране под небом вьётся
Флаг бело-сине-красный?
Врагу он в руки не даётся,
Такой флаг есть в стране…
(России)
Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наша держава.
(Гимн)
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный …
(Флаг)
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.
(герб)
Символ мудрости и власти,
Отгоняющий напасти,
Два крыла свои развёл…
Он – двуглавый птах – …
(Орёл)
Бронзовый памятник –
Вам не игрушка,
Он ведь – орудие,
Это – …
(Царь-пушка)
По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой.
(Береза)
Уверен, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят.
(Кремль)
Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева…
(Матрешка)
На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Тульский это…
(Самовар)
3. Пословицы о Родине:
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Нет в мире краше Родины нашей.
Везде хорошо, но милее Родины нет.
На чужой стороне и весна не красна.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Родина – мать, умей за нее постоять.
4. Видеофильмы, мультфильмы
Документальный фильм:
«Дикая природа России»
«Заповедная Россия»
«Дети России»
Мультфильм:
«Я расскажу вам о… России»
«История России «Горы самоцветов»»
«Исторические заклепки. Россия. Флаг, гимн, герб»
5. Игрушки
Русские народные игрушки: матрёшки, дымковские игрушки, филимоновская свистулька;
Куклы в национальных русских нарядах;
6. Конструкторы
Напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты, крупные напольные конструкторы, настольные конструкторы.
7. Музыкальные инструменты
Русские народные музыкальные инструменты ( свистулька, балалайка, гармошка, баян, трещотки, деревянные ложки).
8. Предметы старины
Самовар, ступа, крынка, кувшин, чугун, маслобойка, ухват, корзина, прялка.
9. Коллекция открыток
«Города России»
«Старая Москва»
«Русские ремесла»
10. Папка – передвижка для родителей на тему: «Воспитываем патриота».
11. Дидактические пособия, материалы:
Портрет президента
Флаг России: стоящим на древке, в виде большого полотна, маленьким флажком на устойчивой подставке.
Гимн: текстовый и музыкальный вариант
Герб
Карта России, глобус
Макет Красной площади
IV. Раздел. Методы работы
- Наглядные методы:
- Наблюдение за березой
Цель: знакомить с деревом, ставшим символом России, учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям, воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
- Показ презентации «Чем богата Россия?»
Цель: Расширить знания детей о природе родной страны и её животном мире, прививать желание изучать природу родного края.
- Рассматривание посуды мастеров народного промысла
Цель: формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись); приобщать детей к истокам русской народной культуры. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
- Рассматривание фотографий о Москве.
Цель: обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Красной площади.
- Рассматривание картинок: «Символы России»
Цель: познакомить детей с государственными символами России – флагом, гербом.
- Рассматривание альбома «Национальные костюмы народов России»
Цель: познакомить детей с национальными костюмами разных народов России, их традициями и культурой. Дать представление о покрое, цвете костюма, о головных уборах и орнаментальных вышивках на одежде.
- Рассматривание карты России, книг, фотоальбомов с изображением достопримечательностей разных территорий, природы нашей страны, людей разных национальностей, живущих в ней.
Цель: познакомить дошкольников с историческим и культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием России.
- Практические методы
- Создание коллекции магнитов «Города России»
Цель: Развитие познавательной активности воспитанников путем создания коллекции, воспитание патриотических чувств, бережного отношения к малым уголкам нашей Родины.
- Создание коллекции старинных монет
Цель: формировать интерес к изучению истории древних городов России.
- Изготовление разрезных картинок с изображением флага и герба России
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; воспитывать желание участвовать в создании коллективных работ, воспитывать патриотизм и любовь к Родине
- Выполнение практических заданий в рамках проектной деятельности:
Совместный проект воспитателя с детьми «Они прославили Россию» - изготовление альбома выдающихся людей России.
Цель: развитие познавательного интереса к прошлому и настоящему России, историческим личностям. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране.
- Игровые методы:
- Дидактические игры
Геометрическая мозаика «Флаг России»
Цель: ознакомление детей с Российским флагом; рассказать о роли цвета, форме. Закрепление знаний детей о геометрических фигура: треугольник, квадрат, прямоугольник.
- Игра – путешествие
«Я шагаю по Москве»
Цель: расширение представлений детей о Москве; закрепление знаний о исторических местах, памятниках и достопримечательностях Москвы.
- Игры – упражнения
«Родственные слова»
жители Москвы – москвичи
…Перми – пермяки
…Оренбурга – оренбуржцы и т. д.
Цель: закрепление знаний детей о крупных городах России, умения образовать существительные.
- Словесные методы:
- Рассказ воспитателя:
Тема: «Какие народы живут в России»
Цель: ознакомление детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Тема: «Кто такие Минин и Пожарский?»
Цель: ознакомление с подвигом Минина и Пожарского. Расширение представления детей о национальных праздниках. Познакомить детей с государственным праздником «День народного Единства». Развивать желание изучать историю своей Родины, любознательность. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям.
Тема: «Традиции русского народа».
Цель: углубление представлений детей о том, что каждый человек принадлежит к определенной культуре. Формировать интерес к культуре русского народа. Развивать умение применять знания о национальной культуре в разных видах деятельности
Беседа с детьми
«Русский национальный костюм»
Цель: расширение представлений детей о традиционной одежде славян, выделение декоративных элементов и орнаментов композиции.
«Богатства России»
Цель: уточнение знаний детей о растительном и животном мире, формирование навыков бережного отношения к природным богатствам России, чувство гордости за свою Родину.
- Рассказы детей
Описательный «Москва златоглавая»
Цель: формирование у детей навыков составления описательного рассказа. Развитие связной речи речь, словарного запаса.
Из личного опыта: «Мой дом - Россия».
Цель: формирование умений развивать сюжет по образцу воспитателя.
- Использование пословиц и поговорок:
«Родина краше солнца, дороже золота».
«На чужбине и собака тоскует».
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».
Цель: уточнение понимания детьми смысла пословиц.
- Загадывание загадок
Цель: расширение и закрепление знаний детей о стране, ее символике, столице, культуре, способствование развитию умения отгадывать загадки и доказывать верность.
- Придумывание загадок
Цель: развитие умения детей сочинять загадки по картинкам.
Использование пословиц и поговорок, скороговорок.
Цель: ознакомление детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек.