1. Раздел. Целевая направленность
Цель: Систематизировать представления детей о своем доме.
Посредством игровых технологий и различных методов, а также в совместной творческой деятельности способствовать формированию у детей представления о доме, как о месте, где живёт семья, закрепить знания о предметах обстановки в доме, о домашних обязанностей членов семьи, о безопасном поведении дома.
Задачи:
Образовательная: дать представление о доме, как о месте, где человек живет, удовлетворяются его потребности в свете, в тепле, любви, в чистоте, безопасности, в общении. Познакомить с тем, что дома строят из доступных ему материалов расширять представления детей о разнообразии окружающей действительности на примере социокультурного пространства углублять знания детей о себе, членах семьи, их именах, о своём доме, домашнем адресе, городе.
Сформировать осознанное и ответственное отношение к выполнению правил безопасности с предметами домашнего обихода, и осторожному обращению с электроприборами и огнем.
Развивающая: развивать социальные навыки. Развивать коммуникативные навыки, познавательные способности детей. Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей.
Воспитательная: Воспитывать любовь, детей к родному дому и отношение к нему как ценности, бережное отношение к предметам в нем.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социо-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Безопасность».
2. Раздел. Организационные формы работы
- Организация ОД
ОД по познавательному развитию «Мой дом-моя крепость», «Кто построил новый дом?», «Такие разные дома»
- Дидактические игры:
«Чудесный мешочек», «Что есть в твоем доме?», «Найди пару», «Посуда и история», «Подбери ключик к замочку», «Юные дизайнеры», «Мой дом», «Азбука безопасности дома», «Сколько домиков?», «Дома разных народов», «Найди по описанию»», «Новоселье у куклы», Доберись до дома», «Подскажи дорогу».
Настольно-печатные игры «Мой дом», «Собери свой дом», лото «Большие и маленькие дома», «Сложи картинку», «Что перепутал художник», «Основы безопасности».
3. Строительные игры: «Мой дом», «Кто построит домик выше?», «Разные домики», «Мебель для комнаты», «Построим дом для нашего любимца», «Домик сказочного героя», «Дома на моей улице».
4. Рассматривание и обсуждение сюжетных картин и иллюстраций: «Домашние животные», «Посуда», «Мебель», «Строим дом», «Электроприборы», «Наша кухня», «Домашняя утварь», «Разновидности домов», «Виды жилищ других народов», «От средневековых замков до современных небоскребов», «Городецкая роспись по дереву», «Помощники человеку».
5. Театрализованная деятельность: «Кошкин дом», «Заюшкина избушка».
Сюжетно-ролевые игры: «Наведем порядок в доме», «Новоселье», «У меня в гостях».
6. Подвижные игры: «Бездомный заяц», «Найди свой дом», «Пожарные на учении», «Быстро в домик», «Раз, два, три домик свой-найди».
7. Рассматривание альбомов: «Архитектурные строения», «Какие бывают дома», «Дом современного человека», «Дома разных народов».
8. Просмотр: фильмов, мультфильмов, презентаций.
Познавательно-исследовательская деятельность:
«Путешествие в прошлое жилища человека».
«Из какого материала дом прочнее ?»
«Тайна волшебного пламени».
Продуктивная деятельность:
- Рисование: «Дом в котором я живу», «Нового дома», «Дорисуй деталь», «Домики трех поросят», «Дома друзей Незнайки», «Нарисуй свой дом», «Комната моей мечты».
- Лепка: «Наша посуда», Наш дом», «Кресло».
- Аппликация: «Наш дом», «Чайный сервиз», «Мой сказочный домик».
- Проектная деятельность:
- Семейный проект: изготовление макетов жилищ родителями совместно с детьми (изба, яранга, пещеры, юрты, чум, многоэтажный дом) для создания мини-музея «Жилище человека».
- Детский проект: «Домашние питомцы».
- Проект воспитателя с детьми: «Замок для принцесс».
- Изготовление макета дошкольниками: «Наша гостиная», «Кукольный дом».
- Музыкальная деятельность: Слушание песен «Дом построили ежу», «Песенка поросенка про дом», «Всем на свете нужен дом» Сеф. Р
- Оформление выставок: поделок «Мой дом», рисунки «Дом, в котором я живу», выставка книг «Дома бывают разные», выставка рисунков «Домашние питомцы».
- Викторины:
Развлечение: Досуг с родителями «Мой дом- моя крепость», «Дом для друзей». - Экскурсии в музей: «Экскурсия в музей городского быта», в музей детского сада « Русская изба».
- Виртуальная экскурсия в «Этнографический музей».
- Оформление уголка: с родителями «Дом современного человека», «Красивые дома нашего города»
10. Чтение и обсуждение программной, познавательной, художественной и энциклопедической литературы.
3. Раздел. Обогащение предметно-развивающей среды
(средство решения задач)
Художественная литература:
«Кошкин дом» (С. Я. Маршак)
«Теремок» (русская народная сказка)
«Коротышки из цветочного города» Н. Носов
«Федорино горе» К.И Чуковского
«Энциклопедия для дошкольника»
«Где, чей дом?» Т. Волжиной
«Сказка про кирпичного волшебника» К. Нефедова
Энциклопедическая литература:
Познавательная Детям об искусстве. Архитектура.
«Самый лучший дом на свете. Какие бывают жилища» О. Колпакова
Энциклопедия «Жилища».
Я познаю мир. История вещей: детская энциклопедия.
Сказки:
«Ласточкино гнездо» Т. Домаренок
«Кошкин дом» С. Я. Маршак
«Федорино горе» К.И. Чуковского
«Заюшкина избушка»
«Домик с трубой» Ю. Мориц»
Стихи:
«Мой дом» Н. Голь
«Мой дом» Б. Серикбаев
«Новый дом» Т. Демьянов
«Дома» А. Барто
«Маленький дом» Э. Феджен
У каждого домика есть свой хозяин. Л. Алейникова
«Мой дом» М. Тахистовой
***
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное –
Домой так и тянет меня.
***
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже не стулья за столом -
Это не дом.
Дом - это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Радостным, грустным,
Добрым, злым, полуживым.
Дом - это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут.
Там, где забудешь ты о плохом
Это твой дом.
Песни:
«Дом построили ежу»
«Песенка поросенка про дом»
«Всем на свете нужен дом» Сеф .Р
Наборы разрезных картинок и иллюстрации: «Посуда», «Мебель», «Строим дом», «Электроприборы», «Помощники», «Городецкая роспись по дереву», «Наша кухня», «Домашняя утварь», «Разновидности домов», «Виды жилищ других народов», «От средневековых замков до современных небоскребов», «Домашние питомцы», комнаты в доме (квартире).
Настольно-печатные игры «Мой дом», «Собери свой дом», лото «Большие и маленькие дома», «Сложи картинку», «Что перепутал художник», «Основы безопасности».
Загадки:
Он стоит, простой и строгий,
В однотонном пиджаке,
У него карманов много,
Провода в его руке,
И глаза его, как блюдца,
То потухнут, то мигают.
И до неба дотянуться
Он пытается руками. (Дом с балконами)
***
Что на домике моем
И важней всего и выше?
Без чего и дом — не дом. (Крыша)
***
От начала улицы каждый
Имеет свой номер. ( Дома)
***
Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас. (Антенна)
***
Не дом, но и не улица.
Высоко, но не страшно. (Балкон)
***
Хвост во дворе
Нос в конуре,
Кто хвост повернет
Тот и в дом войдет. (Ключ)
***
В нем живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …(Дом)
***
Когда на улице светло,
Глаза темны его,
Когда ж стемнеет,
Глазницы светлеют! (Дом)
***
Не паровоз, не пароход,
А из трубы дым идёт,
Из бруса деревянный,
Уютный, тёплый, славный! (Дом)
***
Шляпа металлическая,
Глаза стеклянные,
Сам кирпичный,
Для семьи он главный! (Дом)
Поговорки и пословицы о доме:
«Без хозяина дом - сирота».
«В родном доме и стены греют».
«Человек без угла, что птица без крыла».
«Всякий дом хозяином держится».
«Лучше дома своего нет на свете ничего».
«Мой дом - моя крепость».
«Коли в доме все вверх дном, значит, плохой хозяин в нём».
«Не красна изба углами, красна пирогами».
«В гостях хорошо, а дома лучше».
Использование ИКТ: для просмотра: фильмов, мультфильмов, презентаций.
Мультфильмы: «Домовёнок Кузя», «Домики».
Детский мультфильм о том как строят дом.
Видеофильмы: «Энциклопедия для детей. Такие разные дома».
Познавательный сериал «Это мой дом».
Конструкторы: из различного материала, болтовые, напольные, «Лего», строительный набор (брусочки, арки, конусы), тематический набор, кубики.
Дидактические пособия и материалы:
Наборы картинок и иллюстрации: на тему дом, посуда, мебель.
Настольно-печатные игры: на тему дом.
Схемы построек домов.
Модели-макеты изба, яранга, пещеры, юрты, чум, многоэтажный дом.
Альбомы «Архитектурные строения», «Какие бывают дома», «Дом современного человека», «Дома разных народов».
Фотографии домов из журналов для коллажа «Дом».
Ноутбук, проектор, музыкальный центр с колонками.
Декорации для сюжетно-ролевых игр( маски, костюмы)
Репродукции картин: «Накануне праздника» Ю. Кугач, «В старом доме Ракитиных» Н. Анохин.
4. Раздел. Методы работы с детьми.
Наглядные:
Наблюдение за строящимся домом.
Что строиться?
Какой дом будет?
Чем похож новый дом на другие дома?
Чем отличается? Цель: обратить внимание детей на расположение жилых домов, на этажность домов, на материал, из которого сделаны дома.
Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
Рассматривание и обсуждения картин, иллюстраций:
«Разновидности домов». Цель: сформировать представления об архитектурных особенностях городских и сельских домов.
«Виды жилищ других народов». Цель: Познакомить детей с домами других народов.
«От средневековых замков до современных небоскребов. Цель: Развивать понимание об эволюции жилища человека от древнего мира до сегодняшних дней.
Набор сюжетных картинок «Электроприборы» Цель: Сформировать у детей правильное обращение с предметами домашнего обихода, осторожному обращению с электроприборами.
Разрезные картинки «Посуда». Цель: Расширять и систематизировать представления детей о посуде, называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду, о различных видах бытовой техники, облегчающие труд человека в быту.
Иллюстрации «Домашняя утварь». Цель: Вызвать у детей интерес к народным кухням путем знакомства с кухонной утварью (кочергой, ухватом, бочонком, коромыслом, прялкой, веретеном)
Интерьер дома. Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, формировать эстетический вкус; закрепить название и назначение мебели, предметов интерьера квартиры, дом.
Показ презентаций: «Мой дом» Цель: систематизировать представления детей о доме.
Рассматривание произведение живописи:
«Накануне праздника» Ю. Кугач, «В старом доме Ракитиных» Н. Анохин. Цель: Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Рассматривание экспозиций - моделей русская изба, терем, хоромы.
Цель: сформировать представления в каких домах жили наши предки, какие дома были в старину на Руси.
Рассматривание открыток: «Жилища народов мира». Цель: познакомить детей с разными жилищами народов мира. Рассказывать детям о том, что Земля - наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
Словесные:
Беседы:
«Мой дом» Цель: дать общее представление о доме, пополнить словарный запас. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
«Домашние животные». Цель: способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
«Безопасность дома». Цель: сформировать у детей представление об опасных предметах, которые встречаются в быту и правилах пользования.
«Беседа с детьми о домашних адресах». Цель: выяснить, все ли дети помнят свой домашний адрес; обсудить, почему важно знать свой адрес, в каких ситуациях это может пригодиться.
«Домашние помощники». Цель: познакомить детей с названия и назначения домашних электроприборов; способы обращения с простыми электро-приборами, меры безопасности при работе с ними; уметь называть действия, совершаемые приборами.
«Мой дом-моя крепость». Цель: познакомить детей с правом на жильё и его неприкосновенность. Знать свой домашний адрес, особенности внешнего вида дома и двора.
Рассказы воспитателя:
«Меры безопасности доме» Цель: познакомить детей с правилами безопасности дома. Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).
«История домов». Цель: развитие представлений об эволюции жилища от древнего мира до сегодняшних дней.
«Архитектура разных домов» Цель: Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания) - это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.
«Как строили дом на Руси» Цель: познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, формировать интерес к своей малой родине, пополнять активный словарь.
Рассказы детей:
Рассказ о домашних животных. Цель: воспитание заботливого отношения к домашним животным.
«Дом в котором я живу». Цель: обобщить, систематизировать знания о различных видах жилья человека; развивать речь, умения сравнивать.
Загадывание загадок:
Цель: закрепить знания детей о доме; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь, память.
Речевая логическая задача:
Аня, Маша и Даша живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая девочка если известно, что Аня живет не на втором, Маша не на втором и не на третьем? Ответ: (Маша на первом, Даша на втором, Аня на третьем). Цель: развитие логического мышления и воображения, развитие связной речи.
Лев, слон и бегемот жили в разных домиках. Лев жил не в красном и не в синем домике. Слон жил не в красном и не в оранжевом домике. В каких домиках жили звери? Ответ: В красном, синем, оранжевом. Цель: Развивать находчивость, смекалку, догадку, сообразительность.
Проблемные ситуации.
«Ты дома один. Тебе стучат в дверь незнакомцы…» - что ты будешь делать?
«Дверь закрылась, а ключей нет…» - что делать? Цель: Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Обучить детей правилам безопасности в ситуации, когда они остаются дома одни.
Практическое задание в рамках проектной деятельности « Украсим свой второй дом-детский сад». Вырезать снежинки для оформления детского сада. Цель: обогащать художественное воображение детей, развивать способности к дизайн-деятельности. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам.
Игровые:
Дидактические игры:
Д/и по познавательному развитию: «Чудесный мешочек». Цель: развивать внимание, наблюдательность, речь.
«Кто где живет». Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.
«Доберись до дома». Цель: Развивать умения ориентироваться на плоскости. Научить детей находить безопасные пути прохода до дом.
«Подскажи дорогу». Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Упражнять в выполнении правил по безопасному поведению на дорогах, улицах.
Д/и по социально-коммуникативному развитию «Найди пару». Цель: Закрепление знаний о электротехнике.
«Азбука безопасности дома». Цель: объяснять, какой вред можно нанести своему здоровью при неосторожном и неправильном обращении с предметами в быту. Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
«Посуда и история». Цель: дать представление детям о том, что в разные исторические эпохи люди использовали разную посуду (золотая, серебряная, деревянная, глиняная, плетеная, каменная, стеклянная).
«Дома разных народов». Цель: Формировать представления у старших дошкольников о жилищах разных народов, их разнообразии и уникальности.
Д/и по художественно-эстетическому развитию: «Юные дизайнеры». Цель: формировать у дошкольников творческий потенциал, креативность.
Д/и по развитию речи: «Новоселье у куклы».
Цель: Закрепить название посуды, её частей.
Д/и по математическому развитию: «Сколько домиков?». Цель: закрепить количественный и порядковый счет в пределе 10. - сравнить предметы по величине.
Д/и по сенсорному развитию: «Найди по описанию». Цель: развивать наблюдательность, внимание, уметь различать признаки предмета.
«Подбери ключик к замочку». Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, логическое мышление.
Игра-загадка: Саша, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил?... Цель: Развивать внимание, память, логическое воображение.
Игра -путешествие: «Игра-путешествие в прошлое» Цель: Сформировать представления у детей о том, где жили древние люди.
Список используемой литературы:
- Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В. Детство /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб.: Детство-пресс, 2014. – 280с.
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
- Библиотека учебной и научной литературы http://sbiblio.com/biblio/
- Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. / П.Я. Гальперин. - М., 1985. – 349 с.
- Игры-путешествия в прошлое предметов». – М.: ТЦ «Сфера», 1999
- Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».
- Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
- Ивянская И. Мир жилища.-М: Дограф,2000
- Орлова Н., Буровик К. Я познаю мир. История вещей: детская энциклопедия.- М: Астрель,2000
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка -Синтез 2015.-368 с.
- Стеркина. Р.Б. Безопасность М. Детство – пресс, 2004 г.
- Кенеман, А.В., Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/А.В.Кенеман – М.: Просвещение, 1988. - 239с.
- Комарова. Т.С Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации Мозаика-Синтез,
- Куцакова Л.В Занятия по конструированию из строительного материала (в средней группе детского сада). Мозаика-Синтез, М.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 248 с.