Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Рябинка" р.п.Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области"

Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.Новая Майна, ул.Микрорайон ,д.24А

Телефон

8(84235)78-2-51

Эл. почта mdou_ryabunka@mail.ru

МДОУ "Детский сад "Рябинка" р.п. Новая Майна муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области"

Адрес: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.Новая Майна, ул.Микрорайон ,д.24А
Телефон: 8(84235)78-2-51
Эл. почта: mdou_ryabunka@mail.ru

Развиваем детский словарь

 

Для успешного обучения в школе, дети должны иметь богатый словарный запас;

сформированный грамматический строй речи;

и связанную речь.

Поиграйте с ребенком в слова, попробуйте составить рассказ про времена года.

А в этом помогут вам мои разработки.

Про весну 

  Нарисуйте картину «Весна».

Дети должны знать:

—названия весенних месяцев;

—основные приметы весны;

—что происходит с деревьями, как изменились земля, небо, значение слов  «проталины», «оттепель», «ледоход»

—что делают весной животные и птицы;

—чем занимаются люди;

Образование множественного числа существительных в родительном  падеже «Один — много»

 задайте вопрос: много чего?

Месяц — месяцев,  дерево —   дождь —   проталина —   лужа —   сапоги —   ручей —   капля —   день —   сосулька —   птица —   слякоть —   подснежник ‐  зонт —  

Построение монолога «Расскажи о весне по плану»:

1)приметы весны;

2)весенние месяцы;

3)перелетные птицы;

4)что делают в этот период дикие животные, чем занимаются люди весной.

Составь предложения по опорным словам:

Дни, а, ночи. (Дни стали длиннее, а ночи короче). Солнце, поднимается, греет. Холодов, морозов. Снег, проталины, набух. Ручейки, весенние, по полям, лугам. Сосульки, плакали, выросли, провожать, под лучами солнца, которые. Деревья, стоять, но, почки, уже, еще, готовы лопнуть. Воздух, весна. Воробьи, чирикать, приветствовать. Грачи, стран, родные края. Возвращаются, первыми, гнезда, крики «гра‐гра».

Образование существительных множественного числа «Закончи  правильно предложение» : На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда). На ветке сук, а  на ветках (что?) ... (сучья).   Во дворе дерево, а в лесу ... (деревья).   У дерева ствол, а у деревьев ... (стволы).

Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода  «Скажи со словом "весенний"» День (какой?) — весенний,   погода (какая?) — весенняя, настроение (какое?) — весеннее. Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.

«Посчитай» Один ручей — два ручья — пять ручьев, один говорливый ручей — два говорливых ручья — пять говорливых ручьев, одна сосулька — две сосульки — пять сосулек, одна блестящая сосулька — две блестящие сосульки — пять блестящих сосулек.

Так же со словами: лужа, луч, дерево

 

 

Про осень

 

Попробуйте составить рассказ про осень (по вопросам).

Пусть дома ребенок попробует нарисовать картинку «Осень».

Тема «Осень»

Существительные: I осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад;   

деревья: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна;

II Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь; месяц, туман, заморозок, изморозь, лес, листья, хвоя.

Прилагательные: I хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный; белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.

II+ ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный;

Глаголы: I идти, дуть, желтеть, опадать; II+падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть.

Наречия: пасмурно, солнечно, ветрено, дождливо, ясно.

Грамматические игры: I Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

1. Вы называете несколько признаков осени, а один признак другого времени года. Какой признак лишний? (ребенок должен назвать признак другого времени года»

2. Назовите осенние месяцы и один ,например, зимний. Ребенок должен назвать лишний месяц.

3. Назовите осенние месяцы, а один месяц два раза. Какой месяц назвали два раза?

4. Назовите лиственные деревья, а одно – хвойное. Какое дерево лишнее? Почему?

 

Развитие навыков словообразования.

1. Уменьшительно – ласкательная форма существительных: лист – листочек, дерево – деревце, туча – тучка……

2.образование множественного числа: дождь – дожди, лист – листья, туча – тучи…..

3.словообразование с помощью приставок: лист улетел, прилетел, перелетел, слетел.

3.Развитие связной речи Что это? (Название времени года. Указать, что это не предмет, а пора года.)

Погода: небо, солнце, ветер, осадки. Как изменились небо, земля, вода?

Растения: как изменились деревья, кусты, трава, цветы?

Животные: как изменились повадки (на примере медведя, зайца, белки)?

Птицы: как изменилось поведение (перелетных, зимующих; на примере скворца, снегиря, воробья)?

Сезонная одежда, обувь взрослых и детей.

Сезонные работы: а) в сельском хозяйстве; б) в городе.

Сезонные игры детей на улице.

Сравниваем позднюю осень с ранней и золотой: а) чем отличаются; б) чем

 

Про зиму

 Нарисуйте картину «Зима».

Тема «Зима».

1.Предметный словарь (имя сущ. что это?): Зима, мороз, холод, снег, метель, вьюга, ветер, снежинки, снежки, снеговик, снегурочка, сугробы, горка, лёд, сосульки, снегопад, снеговик, льдинка, стужа, узор, наст, мороз, оттепель, иней, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль. и тд.

2.Словарь признаков (им. прил. Какой? Какая? Какие?) Снежная, морозная, холодная, белый, пушистый, мокрый, чистый, лёгкий, холодный, липкий, красивые, узорчатые, гладкий, скользкий, прозрачный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, ветреный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, зимний и т.д.

3.Глагольный словарь (Что делают? Что с ними можно делать?): Пришла, падает, кружится, ложится, дует, замерзает, светит, но не греет, лепят, катаются, висит, идет, падает, кружится, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадает, вьется, леденеет итд.

4. Грамматические игры:

 Проиграть в игры «Раздели слова на слоги!» Зи-ма, сне-го-ви-, сан-ки.

 «Нет чего?», «Много чего? Санки – санок, снег - снега,ветер – ветра….

 «Один-много» Снежинка – снежинки, сугроб - сугробы, горка – горки….

 «Назови ласково!» Снег – снежок, зима – зимушка, и т.д.,

 «Сосчитай до 5!» Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок…

 

Игра "Доскажи словечко!"                                                                                                                                                                                         Взрослый произносит незаконченное предложение и предлагает ребёнку подобрать нужное слово. Лепить из снега… (снеговика) Кататься с горки на… (санках) На катке катаются на… (коньках) Съехать на санках с … (горки) По лыжне кататься на… (лыжах) Зимой строить крепость из … (снега) Мороз рисует узор на … (окне) Положить птица зёрна в … (кормушку)

 

Подбор антонимов                                                                                                                                                                                                   Зимой ночь длинная, а день (короткий); снег белый, а асфальт ... (черный)', зимой ветер холодный, северный, а летом ... (теплый).

«Закончи предложение нужным по смыслу «зимним» словом»                                                                                                                                   Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим ... (льдом). Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом). Дети слепили большую снежную ... (бабу). Зимой дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).

 

Учим размышлять, подбирать рифму, отгадывать загадки:                                                                                                                                      

 Схватил за щёки, кончик носа

РРРразрисовал окно без спросу,

Но кто же это? Вот вопрос!

Всё это делает ... (мороз).

 

Ночью снег всё шёл и шёл

И к утру её намёл.

Санки брать во двор пора,

Ждёт нас снежная … (гора)

 

Во дворе катали ком,

Шляпа старая на нем.

Нос приделали, и вмиг,

Получился … (снеговик)

 

Мчусь стремительно вперёд,

Под ногами скользкий лёд.

Но шаги мои легки,

Ведь несут меня … (коньки)

 

 

Два березовых коня По снегам несут меня.

Кони эти рыжи, А зовут их ... (лыжи)

 

Из-под полозьев снег летит,

И ветерок в ушах свистит.

С крутой горы несёмся вниз,

Ты на пути не становись -

Препятствий не боятся «танки»!

Хорошая забава … (санки).

 

 

пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».

 

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем по одному пальчику)

Мы во двор пошли гулять. (Пальчики шагают).

Бабу снежную лепили («Лепим снежок» двумя руками)

Птичек крошками кормили. (Крошащие движения пальцами)

С горки мы потом катались (Два пальчика катятся по столу)

А ещё в снегу валялись. (Две ладошки кладут на стол, то с одной стороны. то с другой)

 

Прочитать рассказ «Зима»,

учить отвечать на вопросы полным предложением, затем пересказать.

 

Наступила зима. На землю падает белый, пушистый снег. Зимой деревья стоят голые. Дует сильный холодный ветер. Вода в речках и прудах замёрзла, появился лёд. Дети катаются на санках, лыжах и коньках. Люди надели тёплую одежду. Звери спрятались в норки и берлоги. Зимой холодная морозная погода!

Вопросы:

Какое время года наступило?

Что падает на землю?

Какие деревья зимой?

Какой дует ветер?

Что случилось с водой на речках и прудах?

Что делают дети зимой?

Какую одежду одели люди?

Куда спрятались звери?

Почему?

Какая погода зимой?